В МБОУ «ССОШ №1» обучаются 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
*Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 79.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Какие документы нужны для обследования?
Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:
1. Копия паспорта родителя (законного представителя). Если это опекун, то необходимы копии опекунского удостоверения.
2. Копия свидетельства о рождении ребенка или паспорта (при наличии).
3. Если это ребенок-инвалид, то копию розовой справки.
4. Характеристика на ребенка.
5. Оценочный лист.
6. Тетради рабочие по русскому языку и математике.
7. Выписка ребенка с больницы (готовится педиатром).
8. Заключение от врача-психиатра.
9. Если ребенок наблюдается у каких-то специалистов, то необходимо представить заключение от этих специалистов с указанием диагноза.
10. КОПИЯ ПРЕДЫДУЩЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК (из личного дела в образовательной организации)
11. Заявление (образец прилагается), согласие на обработку персональных данных;
Также необходимы документы в соответствии с выбранной при подаче заявления на ЦПМПК целью обращения:
- создание специальных условий образования;
- создание специальных условий ОГЭ
- консультация родителей (законных представителей) специалистами ЦПМПК.
Сенсорная комната
Сенсорная комната - это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.
Характеристика помещения
Сенсорная комната располагается на первом этаже школы. Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет два окна. Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света. Помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где ребенок пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными модулями, в сопровождении специалиста исследует окружающее.
Назначение сенсорной комнаты
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Сочетание разных стимулов (света, цвета, тактильных ощущений) оказывает воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Обстановка сенсорной комнаты способствует:
• нормализации психического состояния у обучающихся;
• снятию мышечного напряжения;
• созданию положительного эмоционального фона;
• раскрытию творческих способностей;
• активизации интеллектуальной деятельности;
• выравниванию различных функций центральной нервной системы;
• снятию утомления от насыщенного информационного потока;
• гармонизации отношений со сверстниками и взрослыми.
Кабинет предназначен для проведения индивидуальной работы: коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками и обучающимися.
Работа с детьми проводится в группах не более 3 человек или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом и особенностями детей.
Оборудование сенсорной комнаты
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки:
1. Релаксационный блок - в него входят сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет. Ребенок лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, успокаивающей музыкой картина, создает атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком.
2. Активационный блок - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
3. Зрительно - звуковая среда – спокойные и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на ребёнка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
• Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систем. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребёнка и активизирует иммунную систему организма. Звуки природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать световая картина в которой музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.
• Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей - в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они, то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, а безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
• Безопасный оптико-волоконный пучок - водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых, то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
- Прибор для создания световых эффектов, колесо специальных световых эффектов.
3. Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
• Музыкальная тактильная панель
• Игровое тактильное панно
• Сухой бассейн
Коллекция настенных игровых модулей состоит из сортировки, кручения, головоломок и обучающих игр, которые поддерживают когнитивное развитие и творческое мышление.
4. Сенсорный набор для социальной адаптации и комплект для социально-коммуникационного развития позволяет отработать следующие вопросы:
- Развитие лидерских качеств;
- Вопросы связи между лидером и командой;
- Взаимодействие внутри группы и внешние коммуникации;
- Процессы обратной связи, системных взаимосвязей;
- Иными словами, сделать взаимодействие видимым, слышимым, осязаемым.
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» прошли 20 педагогов: Абузярова В.М., Арсентьева А.С., Белявская Л.А., Блажко Т.А., Величкина Е.А., Вязовова Р.В., Ганкевич И.В., Гейченко Т.Н., Калеева Е.Ю., Козина М.В, Маликова А.С., Михина Т.П., Нефедова С.В., Нуршинова М.Ж., Окунева А.В., Решетнякова А.А., Сайбель И.С., Светлакова К.В., Сергиенко Е.В., Фролова О.А.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Специально оборудованные учебные кабинеты – отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Функционирует оборудованная сенсорная комната для проведения занятий по релаксации, тренингов по снятию психо-эмоционального напряжения учащихся, имеется оборудование для коррекции и реабилитации детей ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения и т.д.)
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Центральный вход оборудован пандусом.
Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в школе отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание школы инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия охраны здоровья
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, указателями выхода, необходимыми табличками, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет (провайдер "Ростелеком");
- функционирует официальный сайт школы;
- официальная страница МБОУ «ССОШ №1» https://vk.com/school_1usinsk.
В школе возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и учителей школы закрыт.
Для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 3 этаже, в двух компьютерных классах на 1 и 2 этажах имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательной деятельности осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством учителя, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия учителя.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – отсутствуют.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - отсутствуют (не имеются общежитие, интернат).
Вы не одиноки (памятка родителям детей-инвалидов)
Советы психолога
Люди так не делятся!
Министерством труда РФ была разработана концепция кампании, основанная на жизненной и реальной мысли – ценность человека превыше любых стоящих за ней физических ограничений. Идея в том, что мы все, прежде всего, люди со схожими делами, мечтами, планами. Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые… Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ. Именно эта мысль и стала слоганом, объединяющим все материалы коммуникационной кампании.
В рамках нового этапа кампании разработаны телевизионные ролики, радиоролики, интернет-баннеры, которые будут размещаться в сети Интернет и направлены на формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях.